//Пульсовая диагностика

основные положения пульсовой диагностики

Пульс – это важный способ диагностики заболеваний в китайской традиционной медицине. Существуют три диагностических метода, тесно связанных между собой, – это осмотр больного (望wang – смотреть), прислушивание и обоняние (闻wen – слышать, нюхать), расспрос (问wen – спрашивать), которые чрезвычайно важны при диагностике заболеваний, так как позволяют сделать вывод о состоянии больного. Пульсу при этом отводится важное место. В работе «素问•五脏生成» (su wen•wu zang sheng cheng – простой/природа+спрашивать•пять+орган+рождать+становиться – «Сувэнь•Рождение и формирование пяти [внутренних] органов») говорится: «Можно почувствовать, как пять внутренних органов [сердце, печень, селезенка, легкие, почки] живут в созвучии между собой. Можно своими глазами научиться различать пять цветов [синий, красный, желтый, белый, черный]. Если суметь объединить знания о цвете и пульсе, можно собрать воедино 10000 знаний». Из этого отрывка следует, что древние китайцы очень высоко ценили значение пульса. Для того, чтобы освоить метод пульсовой диагностики, необходимо прежде всего изучить историю ее зарождения, значение и способы применения знаний. В науке существует преемственность, поэтому для лучшего понимания проблемы и дальнейшего ее осмысления, очень важно понять истоки и развитие знаний о пульсологии. Этому посвящена первая часть книги.

понятие пульсовой диагностики

Пульсовая диагностика является важной составляющей частью «четырех методов диагностики», известных в традиционной китайской медицине. Данный метод чрезвычайно эффективен; древние люди, основываясь на богатом практическом опыте по борьбе с заболеваниями, вывели следующее положение: «Знание о нормах позволяет измерить величину отклонения, по отклонению можно сделать вывод о заболевании». Пульсовая диагностика – объективно важный фактор, помогающий определить болезнь и назначить правильное лечение. На протяжении веков пульсовая диагностика широко применялась и пользовалась уважением у китайских врачей. В работе «王符潜夫论•述赦篇» (wang fu qian fu lun•shu she pian – король/царь+знак/символ+спрятаться+муж/человек+теория/рассуждениия•излагать+освобождать+раздел/часть – «Рассуждения о императорских знаках и скрытых мыслях мужей•Повествование об освобождении»): «Каждый, занимающийся лечением болезней, сначала обязательно должен освоить знания о пустом и полном пульсе, о его взаимосвязи с Ци, затем изучить способы воздействия, тогда можно лечить болезни, продлевать жизнь». Данная цитата еще раз подчеркивает важность пульсовой диагностики.
Смысл диагностики по пульсу заключается в том, что нормальное и отличное от нормального состояния пульса позволяют составить картину о здоровье человека. Путем сравнения пульса больного человека с ровным пульсом здорового, можно получить представление о состоянии больного, определить, какой орган и какой канал поражены, присутствует синдром холода или жара, является ли болезнь внешней или внутренней, связана с недостаточностью или избытком, сделать вывод о прогрессировании или регрессировании болезни и т.д. В работе «素问•平人气象论» (su wen•ping ren qi xiang lun простой/природа+спрашивать•ровный+человек+Ци/воздух+явление+теория/рассуждения – «Сувэнь•Рассуждения о Ци человека, пребывающего в состоянии покоя») говорится: «Человек выдыхает – удар пульса, человек вдыхает – еще удар, вдохом и выдохом можно выравнивать дыхание, пульс позволяет функционировать пяти внутренним органам, дополнительный вдох/​выдох – это тяжесть, человек должен быть спокойным. Спокойный человек не болеет. Часто по состоянию здорового человека можно диагностировать состояние больного. Для того, чтобы человек не болел, нужно научиться выравнивать его дыхание». Таким образом, по знанию о норме можно измерить величину отклонения и сделать вывод об истоках и развитии заболевания.

Пульс формируется и существует за счет сокращения и расслабления сердечной мышцы, сердце – «дворец, через который пульсирует кровь. Рассуждения о процессах, происходящих во внутренних органах, в 6 разделах)), «если в руках не хватает Инь и Ци, в сосудах нет движения, кровь не циркулирует…» (сноска 2 – см. «灵枢•经脉» (ling shu•jing mai – дух+узел•канон/каналы+пульс/сосуды – «Линшу•Трактат о пульсе»)). Из этого следует, что под пульсом подразумевается пульс крови, которые берет начало от сердца и является функцией сердца. Пульс связан с сокращением и расслаблением кровеносных сосудов – «пульс утоляет жажду, питает Ци, а когда его нет – ничего нет». Приток крови наполняет сосуды, они естественно расширяются, отток крови вызывает сокращение сосудов, так возникают колебания, которые стимулируют дальнейшие колебания, при этом кровь и Ци циркулируют, «под пульсом подразумевается пульс крови, Ци и кровь – это первоначальные элементы, кровь является проводником Ци, Ци связана с дыханием … средства/​ресурсы берут начало в почках, а рождаются в желудке. Инь является составной частью Ян, необходимо оберегать Инь. Инь крови является подпитывающей субстанцией, Ян Ци – оберегающей силой. Подпитка осуществляется через сосуды, а меры по обереганию относятся к внешней относительно них среде. Сосуды не сокращаются самопроизвольно, они работают вместе с дыханием (Ци). Сокращение сосудов – это ответная реакция на процесс дыхания (движение Ци), Инь и Ян взаимосвязаны. Дыхание – это проводник, кровь – волны. Кровеносные сосуды и дыхание(Ци) взаимосвязаны». Данная цитата говорит нам о том, что кровь движется по сосудам вместе с Ци/​воздухом, пульс берет начало от движения Ци/​воздуха в почках и рождается в желудке. Сердце, кровеносные сосуды, циркуляция крови, Ци сосудов связаны между собой и обеспечивают непрерывное пульсирование крови.

К внутренним факторам можно отнести то, что дух каждого человека претерпевает изменения, и это отражается в нарушении физиологических функций организма, что приводит к заболеваниям и формированию патологического пульса. «В организме человека пульсирует кровь. Длинный пульс – оздоравливающая Ци, короткий пульс – патологическая Ци, учащенный пульс – волнение, большой пульс – прогрессирование болезни» (сноска 1 – см. «素问•脉要精微论» (su wen•mai yao jing wei lun простой/природа+спрашивать•пульс+нужно+отборный+тонкий+рассуждения/теория – «Сувэнь•Рассуждения об основных положениях знаний о пульсе»)), «пульс может быть сильным или слабым, Ци крови соответственно – недостаточным или избыточным», «Какого влияние места жительства, событий, смелости или трусости на пульс? У любого человека страх, злоба, физические нагрузки вызывают изменения в организме.» Это свидетельствует о том, что внутреннее изменение состояния духа приводит к изменению равновесия Инь и Ян, Ци крови, функций внутренних органов и, как следствие, развитию патологий. Исходя из изменений пульса, можно сделать вывод об усилении или ослаблении Ци (сопротивляемости организма), избытке или недостатке Ци крови … Чрезмерная радость вызывает замедление пульса, ярость и злость – ускорение, испуг – глубокий пульс, горе и печаль – короткий, малокровие (недостаток крови) – шероховатый, избыток Ци – полный – это является объективным основанием для диагностики внутренних заболеваний. В работе 明•汪石山Мин•Ван Шишань говорится: «Шесть искушений наносят внешние раны, семь чувств причиняют внутренние раны. Нарушаются гармония внутренних органов, питающая и защитная функции ослабевают; начинают, наслаиваясь, проявляться известные нам 24 вида пульса.» (сноска 4 – см. «脉诀刊误•矫世惑脉论» (mai jue kan wu•jiao jie huo mail un – пульс+ключ+издание/издавать+ошибка•ловкий/сильный+мир+соблазнять+пульс+теория/рассуждения – «Ключ к познанию пульса•Рассуждения об искушениях мира и их влиянии на пульс.»))

Обобщая вышесказанное, мы приводим выдержку из книги «素问•方盛衰论» (su wen•fang sheng shuai lun – простой/природа+спрашивать•квадрат/сторона+богатство/изобилие+упадок+теория/рассуждения – «Сувэнь•Руссуждения о избытке и недостатке»): «Изучая общие и частные явления, наблюдая за изменением соотношения Инь и Ян, наблюдая за состоянием пяти органов, изучая их, составляешь представление о недостаточности и избыточности, разделяя их по пяти степеням», которая говорит о том, что смысл пульсовой диагностики сводится к исследованию недостатка или избытка Ци крови, энергии Инь и Ян и выявлению патологических изменений внутренних органов. Это позволяет сделать вывод о наличии отклонений, определить заболевание и назначить правильное лечение.